|
|
|
|
|
|
|
|
- История Ордена
Верховный Рыцарский Орден Храма Иерусалимского (ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLI HIEROSOLYMITANI) основан в Иерусалиме в 1118 г. н.э. девятью рыцарями:
- Гуго де Пайен
- Годфрид де Сент-Омер
- Андре де Монтбар
- Пейн де Мондидье
- Ашамбо де Сент-Аман
- Жоффруа Бисоль
- Ролан
- Гондемар
- Росаль
Орден был создан, чтобы служить защитой паломникам и оборонять Святую Землю. Рыцари основатели приняли монашеский обет и были известны как «Бедные рыцари Христовы».
Король Болдуин ІІ, Иерусалимский (1118-1131), разместил резиденцию и арсенал Ордена в части Иерусалимских Палат Храма Соломон, откуда и произошло название «Рыцари Храма» или «Тамплиеры».
На Соборе в Труа в 1128 г. Орден был признан Папой Гонорием ІІ, который дал ему строгие правила, написанные Св. Бернардом, первым Аббатом Клерво и основателем Ордена Цистерцианцев. В качестве символа чистоты их жизни Рыцарям было предписано носить белый плащ, к которому в 1146 году Папа Евгений прибавил красный крест с двумя перекладинами.
Рыцари Ордена совершили множество воинских подвигов при защите Святой Земли. После падения Иерусалима в 1187 году Тамплиеры отошли в Акру и оставались там до тех пор, пока в 1291 году город не был захвачен, а Великий Магистр Ордена Гийом де Божьо погиб при его обороне. Уцелевшие Тамплиеры, ведомые новым Великим Магистром, последними ушли из города. Орден переместился на Кипр и расположился в Лимасоле, в то время как его центральный штаб обосновался в Монастыре Храма в Париже.
После многих лет самопожертвования и службы Христианству и Цивилизации, этот богатый и влиятельный Орден оказался жертвой зависти и алчности. Основным завистником оказался Король Франции Филипп Красивый, сильно задолжавший Ордену. В 1307 году Филипп приказал арестовать всех Тамплиеров во Франции и конфисковать их личное имущество и имущество Ордена. Поскольку Орден подчинялся Папе Римскому, король Франции не имел возможности судить Орден и он предпринял усилия принудить Папу Римского действовать против Ордена. Без каких-либо обоснований и доказательств преступлений, Папа Климент V, поддавшись давлению короля, в 1312 году издал Буллу, запретившую Орден, но не осудил Орден и не присоединился к обвинениям королевских прокуроров. Орден вернулся к своему первоначальному статусу Светского Военного Рыцарского Ордена.
Жестокое преследование Тамплиеров имело место только во Франции, где в 1314 году недалеко от Собора Парижской Богоматери, Великий Магистр Ордена Жак де Молле был сожжен на костре. В Англии Король Эдуард II не предпринял никаких действий против Ордена, однако, в 1314 году – разрешил представителям Инквизиции судить Орден в церкви Ол Хэлоуз, после чего сам стал конфисковывать земли и собственность Ордена, включая и Лондонский Храм в собственность короны, не передав их назначенным попечителям – Рыцарям св. Иоана.
До своей мученической смерти в 1314 году, 23-ий Великий Магистр Жак де Молле передал свои полномочия Снешалю Жан-Марку Лармению. После смерти де Молле, Лармений, единогласно признанный новым Великим Магистром Ордена, объединил разрозненных уцелевших рыцарей Ордена и в 1314 году дал Ордену Хартию Преемственности (Хартия Лармения), являющуюся одним из основных руководящих документов Ордена вплоть до настоящего времени.
Тайное существование Ордена и непрерывная последовательность Великих Магистров Ордена продолжались до 1705 года, когда Главный Совет Ордена на Соборе в Версале выбрал Филиппа, герцога Орлеанского, (позднее – Регента Франции) 41-м Великим Магистром Ордена. Как Регент Франции и 41-й Великий Магистр Ордена Филипп вновь официально подтвердил легитимность Ордена Храма как Светского Военного Рыцарского Ордена.
После смерти Герцога Орлеанского в 1723 году, три принца Бурбонских последовательно были Великими Магистрами Ордена до 1776 года, когда этот пост занял Герцог Кос-Бриссаксий, сохранившие его вплоть до своей казни во время Великой Французской Революции в 1782 году. Предвидя предстоящие события, он успел передать архивы Ордена и Хартию Преемственности Радо де Шевилону. Уцелевший в революционные времена Орден пережил период благоденствия в начале XIX века, когда многие аристократы и лица, занимавшие высокие должности, выражали желание стать рыцарями и дамами Ордена Храма.
В период с 1818 г. по 1841 г. Орден сильно увеличился, располагал более чем 20 монастырями во Франции и Приоратами, основанными в Великобритании, Германии, Бельгии и Швейцарии. В это время основаны были также легации в Швеции, Бразилии, Индии и – в Нью-Йорке (США). В 1940 г. когда Франция и Бельгия были оккупированы нацистской Германией, Принц Регент Ордена – Эмиль Клемент Варденбург жил в Брюсселе. Для выживания Ордена он передал свои полномочия португальскому аристократу – Великому Приору Португалии, Графу Антонио Кампелло Пинто Перейра де Соуза Фонтес.
- Хронология
Март 1095 г
Собор в Пьяченце.
Июль – сентябрь 1095 г.
Папа Урбан ІІ совершает путешествие за пределы Европы для проповедования идеи крестоносцев.
27 ноября 1095 г.
Объявление первого крестового похода в Соборе г. Клермона.
Декабрь – июль 1096 г.
Гонения на евреев в Европе.
1096 – 1102 г.
Первый крестовый поход.
1096 г.
Папа Урбан ІІ отождествляет Реконкисту в Испании с крестовым походом.
1097 г.
Приход второй волны крестоносцев в Константинополь.
1 июля 2097 г.
Битва при Дорилеуме.
21 октября – 3 июня 1098 г.
Осада Антиохии.
10 марта 1098 г.
Бодуэн де Буйон берет Эдессу.
28 июня 1098 г.
Битва при Антиохии.
15 июля 1099 г.
Взятие Иерусалима крестоносцами.
22 июля 1099 г.
Годфроа де Буйон становится первым правителем Иерусалимского королевства.
Август – сентябрь 1101 г.
Оставшаяся от первого похода часть войска крестоносцев разбита в Малой Азии.
1107 – 1108 г.
Крестовый поход на Боэмунда І, герцога Тарентского.
Сентябрь 1108 г.
Боэмунд сдается византийцам.
12 июля 1109 г.
Захват Триполи.
1113 г.
Первая папская булла, обращенная к ордену госпитальеров.
1114 г.
Каталанский поход против арабов.
1118 г.
Папа Гелазий ІІ объявляет крестовый поход против мавров в Испании.
19 декабря 1118 г.
Взятие Сарагосы христианами.
27 июня 1119 г.
Битва на Кровавом поле.
1120-1125 г.
Папа Калист ІІ начинает крестовый поход против мавров в Испании и против неверных в Святой Земле.
1120 г.
Основание ордена Тамплиеров.
Марта 1120 г.
Ордену подарен Ле Фонтенот, Дижон, которые становятся их командорствами.
Март – апрель 1123 г.
Указ о крестовом походе на Лотеранском соборе.
7 июля 1124 г.
Взятие крестоносцами Тира.
1125 – 1126 г.
Поход против Альфонсо І, короля Арагона в Андалусии.
1128 – 1129 г.
К крестовому походу присоединяется Гуго де Пейн.
Январь 1129 г.
Признание ордена Храма на соборе в Труа.
Ноябрь 1129 г.
Крестоносцы атакуют Дамаск.
Май 1135 г.
Собор в Пизе. Индульгенции крестового похода предлагаются желающим взяться за оружие против антипапы и норманнов.
1139 – 1140 г.
Крестовый поход на Восток.
24 декабря 1144 г.
Взятие Эдессы мусульманами.
1 декабря 1145 г.
Папа Евгений ІІІ объявляет второй крестовый поход в своей булле .
1146 – 1147 г.
Св. Бернар из Клерво проповедует идею крестовых походов.
1146 г.
Гонения евреев в землях около р. Рейн.
1147 – 1149 г.
Второй крестовый поход.
13 апреля 1147 г.
Папа Евгений ІІІ проповедует идею крестовых походах в Испании и за пределы северо-восточной границы Священной Римской империи.
24 октября 1147 г.
Захват Лиссабона христианами.
24-28 июля 1148 г.
Снятие осады Дамаска крестоносцами.
15 июля 1149 г.
Освящение новой церкви «Гроба Господня».
1153 г.
Крестовый поход в Испанию.
25 апреля 1154 г.
Взятие Дамаска Нур ад-Дином.
1157 – 1184 г.
Призывы папского престола к крестовому походу на Восток, в результате которых было снаряжено несколько небольших экспедиций.
1157 – 1158 г.
Крестовый поход в Испанию.
1158 г.
Основание ордена Калатрава.
1163 – 1169 г.
Поход иерусалимского правителя Амори в Египет.
1169 г.
Завершение строительства церкви „Рождества Христова” в Иерусалиме. В сборе средств на строительство участвуют византийский император Мануил І Комнин, иерусалимский король Амори І и вифлеемский епископ Ральф.
23 марта 1169 г.
Салах-ад-Дин становится правителем Египта.
1170 г.
Основание ордена Сантьяго.
1171 г.
Крестовый поход в земли Балтии.
10 сентября 1172 г.
Салах-ад-Дин начинает править Абасидским халифатом в Египте.
1173 г.
Основание ордена Монтегаудо.
15 мая 1174 г.
Умирает Нур-ад-Дин.
28 октября 1174 г.
Салах-ад-Дин берет на себя правление в Дамаске.
1175 г.
Крестовый поход в Испанию.
1176 г.
Основание ордена Авис (орден Эвора) и ордена Алкантара (ордена Сан Хулиана дель Пейреро).
- Ордена и Рыцарство
В наше время, прочитав или услышав о «Рыцарях» и «рыцарстве» мы обычно представляем себе что-то очень «романтически – мистическое». За прошедшие века, писатели – романтики и историки создали множество замечательных произведений о таких мифических персонажах, как Король Артур и рыцарях круглого стола. Многие современные представления о «тогдашних рыцарях» крутятся вокруг фантазий о рыцаре Персифале и его поисках «Священного Грааля». С тех пор, как люди начали воевать друг с другом, они стали создавать армии. Однако до начала феодализма в Европе такого понятия как «Рыцарство» не существовало. Отличившиеся в битвах воины армий королей или аристократов получали признание за свои подвиги. Чаще всего – в виде титулов и земельных владений. Со временем те, кто достигал подобных льгот, начинали находиться под прямым начальством (Order) Короля. Отсюда впоследствии и появился сегодняшний термин «Орден» («Рыцарский Орден»). Такие рыцари были очень лояльны, способны и благонадежны, что высоко ценилось в те времена. Так данное слово стало долгом настоящего мужчины. Рыцари давали «Клятву Верности» своему Королю или господину. Ни один Король или аристократ не мог желать большего от своих вассалов.
Большую Власть в то время, наряду с аристократией и Королями имела и Римская Христианская Церковь. Широкое распространение получило организованное монашество, основанное на создание «религиозных домов» – монастырей. Поскольку группы священников и монахов организовывались по Указам (Order) Папы Римского, они, как и их военные аналоги, стали называться «Орден». Бенедиктинцы, Францисканцы, Доминиканцы, Цистерианцы и Иезуиты – пять основных Церковных орденов, действовавших во времена Крестовых походов. Цистерианцы, под руководством бывшего Бенедиктинца Св. Бернара из Клерво, были тем Церковным Орденом, который укрепил Тамплиеров, дав им свои монашеские правила. Важно понимать, что Рыцарские Ордены (и военно-светские и духовные (Церковные) и сама идея их создания происходит, в основном, от взаимного участия монархий и Церкви в организации Крестовых походов. Сначала появились Церковные Ордены, название которых происходит от латинского “Ordu” – Указ, приказ, порядок, уложение, что было призвано показать, что Ордены организовывались свыше и в них главенствовал порядок, устанавливаемый через исполнение указаний и соблюдение дисциплины. Термин «рыцарство», часто употребляемый в средневековых хрониках, в литературе, в письменных документах, встречается там в различных значениях. Он мог относиться к отряду конных рыцарей, мог описывать статус рыцаря как род занятий или как принадлежность к социуму. В официальных документах есть упоминания о землях, которыми владели рыцари в оплату за воинскую службу.
Позднее 12-го века под понятием «рыцарство» стали понимать моральные, религиозные и социальные правила поведения. Особенности правил изменялись, но сохранялись положения о ценности таких добродетелей как «смелость, честь и преданность». Рыцарство предполагало и некую идеализацию жизни, манер и поведения рыцаря в своем доме, замке и владениях.
- Десять заповедей
Из «Рыцарства» Леона Гаутиера
- Необходимо Верить в учение Церкви и исполнять все ее наставления.
- Необходимо защищать Церковь.
- Необходимо уважать все слабости и необходимо сделать себя независящим от них.
- Необходимо любить страну, в которой ты родился.
- Не трепещи перед своим врагом.
- Войну с неверными веди всегда и безжалостно.
- Добровольно выполняй свои феодальные обязательства, если это не противоречит Законам Божиим.
- Некогда не лги и сохраняй верность данному слову.
- Будь великодушен и раздавай себя всем.
- Всегда и везде защищай Справедливость и Добро от Несправедливости и Зла.
- Английские рыцарские правила
- Живи, чтобы служить Королю и Отечеству.
- Живи для защиты Короны, Отечества и всего, что для них важно.
- Проживи свою жизнь так, чтобы достичь почета и уважения.
- Живи за свободу, справедливость и всё, что называется Добром.
- Никогда не нападай на невооруженных противников.
- Никогда не используй оружие против противника, не равного тебе в атаке.
- Никогда не нападай со спины.
- Старайся не быть иждивенцем своих близких.
- Старайся не лгать.
- Старайся никого не мучить.
- Соблюдай законы Короля, Отечества и рыцарства.
- Раздавай правосудие. Administer justice.
- Защищай беспомощных.
- Проявляй самоконтроль.
- Относись с уважением к власти.
- Уважай женщин.
- Демонстрируй смелость и в словах и в делах.
- Защищай слабых и беззащитных.
- Искореняй зло во всех его чудовищных проявлениях.
- Уничтожай чудовищ, крадущих наши земли и грабящих наш народ.
- Бейся с честью.
- Мсти за злодеяния.
- Никогда не предавай друзей, союзников или благородное дело.
- Бейся за идеалы Короля, Отечества и рыцарства.
- Умри с доблестью.
- Всегда соблюдай свое честное слово.
- Всегда следуй своим принципам.
- Никогда не предавай доверие или друга.
- Избегай обмана.
- Уважай жизнь и свободу.
- Демонстрируй хорошие манеры.
- Будь учтив и внимателен.
- Относись с уважением к воинству, женщинам и чести.
- Соблюдай верность стране, королю, чести, свободе и правилам рыцарского поведения.
- Соблюдай верность своим друзьям и тем, кто тебе доверяет.
- История средневекового рыцарства
В истории средневекового рыцарства выделяют четыре периода. Период основания, то есть – время, когда Церковь вела свою длительную борьбу против насилия, охватившего эпоху и до того времени, как ей удалось справиться с жестоким духом феодальных войн, которые до этого не признавали никаких законов кроме грубой силы.
Первый период: Крестоносные походы
Крестоносные походы открыли золотую эру рыцарства, а крестоносцы служили моделью совершенного рыцаря. Спасение Святой Земли от мусульманского владычества и защита паломников стали объектом его клятвы. Взамен, Церковь взяла его под свою особую протекцию и дала ему исключительные светские и духовные привилегии, такие как прощение всех грехов, освобождение от юрисдикции светских судов, а как средство финансирования путешествий на Святую Землю Рыцарям давалась одна десятая от всех церковных сборов.
Второй период: Военные ордена
После взятия Иерусалима необходимость иметь регулярную армию стала бесспорной. Отсюда и возникли военные Ордены, которые в качестве своего четвертого монашеского обета приняли обет вести постоянную священную войну с неверными. В этих орденах, крупнейшим из которых являлся Орден Бедных Воинов Христовых и Храма Иерусалимского, осуществилось эффективное слияние религиозного и военного духа, благодаря которому развитие рыцарства достигло своего апогея. И более того, средневековое рыцарство тем самым открыло новую главу в истории литературы. Оно проложило дорогу эпической романтике в литературе, отражавшее идеалы рыцарства и прославлявшее его успехи и достояния. Основными центрами такой литературы, распространявшейся по Европе трубадурами, стали Прованс и Нормандия.
Третий период: Светское рыцарство
С окончанием эпохи Крестовых походов рыцарство стало постоянно утрачивать свой религиозный аспект. В этот третий период развития, основным достоинством рыцарства стала считаться честь. Дух чести наполнял хроники долгой «Столетней» войны между Англией и Францией.
Четвёртый период: дворцовое рыцарство
В этот период рыцарство превратилось в дворцовую службу, цель которой было утверждение блеска и великолепия Владетелей.
Рыцарские идеалы продолжали существовать, возможно, только потому, что несмотря на исчезновение рыцарской реальности была дана воля воображению. В XIX веке, когда уже никто не читал Аристо, сэр Вальтер Скотт и другие романтики начали писать на темы рыцарства.
Сегодня
Сегодня, в XXI веке, дух рыцарства возрождается с новой жизненной силой. Призвание служить благородному делу, которому следуют те, кто идет по Рыцарскому пути, имеет за собой нелегкую задачу сохранения великих ценностей гуманизма.
- Символы
Лотарингский крест
Правом носить его пользовались исключительно рыцари тамплиеры. Этим правом их наделил иерусалимский патриарх при учреждении ордена. Существует мнение, что лотарингский крест был сделан из фрагментов креста, на котором был распят Иисус Христос. Две поперечные перекладины называются “золотой серединой». Мы знаем, что он символизирует двойную защиту: духовную и физическую. С той поры и по сей день только наш орден имеет право носить его.
Белый плащ
В своем описании в латинской редакции Устава ордена Храма Марион Мельвиль пишет: «…Далее следует описание внешнего облика братии. Их одежда должна быть либо чисто белого, либо черного цвета из грубой ткани и не должно быть теплой одежды из какой-либо кожи, кроме овчины. Они должны получать такую одежду, которую носят конюхи.»
Во французской редакции Устава ордена Храма в параграфе 17 пишется дословно следующее: «Что касается одежды братии: указываем, что вся одежда братии должна быть в любое время года одного цвета: белого или черного. Всем братьям-рыцарям зимой и летом разрешается носить по возможности белый плащ. Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ: пусть те, кто оставил эту темную жизнь, оденут белое одеяние и будут соединены со своим Создателем. Что означает целомудрие? Целомудрие – это уверенность в телесной храбрости и здоровье.»
Необходимо отметить императивное высказывание «…Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ…». Само по себе это изречение показательно своим глубоким символическим и ритуальным смыслом, вложенным в ношение белого плаща.
В подтверждение этих слов далее на стр. 267 «Истории ордена тамплиеров» Мариона Мельвиля читаем следующее: «Уголовный кодекс» тамплиеров содержит семь видов наказания – самым тяжким является отстранение от должности и изгнание из ордена. «Самое страшное – это уйти из Дома, сохрани Боже от этого». Изгнание из ордена безвозвратно. Виновник должен «уйти спасать свою душу в более строгом ордене», предпочтительно к цистерианцам, если только те желают его принять. Следующим по строгости наказанием является «потерять свою одежду». Эта принудительная мера наказания может применяться в течение продолжительного времени, но не более года и одного дня. Плащ с виновника снимается на соборе, после этого на него снова надевают вещи без красного креста. Он живет в доме духовного лица и трудится вместе со слугами, до тех пор, пока не заслужит милость. Третья санкция – это «когда необходимо отказаться от своих одеяний во имя Бога «. Это является менее унизительным наказанием, налагаемым в исключительных случаях – виновник должен поститься три раза в неделю до тех пор, «пока Бог и братия не проявят милосердие и не простят его». Он должен есть на земле «на своем плаще и ездить на осле или выполнять какую-либо другую работу из наиболее грязных работ в доме, то есть мыть посуду на кухне, чистить лук и чеснок или разводить огонь <…>, носить свой плащ очень туго завязанным и ходить, насколько это возможно, выражая полное смирение».
Вывод напрашивается сам собой. Белому плащу отводится намного большее значение, чем обычному отличительному знаку. Его изъятие присутствует в третьем, самом строгом, наказании ордена и означает окончательное или временное лишение благословения или благодати.
Интересно, что белая одежда являлась весомым доказательством принадлежности к ордену Храма в те годы. Учитывая исключительные привилегии и льготы, данные рыцарям-тамплиерам многими папами, ношение белой одежды подразумевало распространение действия этих привилегий и облегчений на носящих их. Не были исключением и злоупотребления ими. О том, до какой степени вредили ордену эти злоупотребления, мы можем судить по факту, что этим случаям посвящен целый параграф французской редакции Устава тамплиеров. В параграфе 68 пишется следующее: «Пусть сержанты и оруженосцы не носят белых одеяний, так как это наносит Дому большой ущерб. Потому что в землях по другую сторону гор появились лжебратья, женатые и прочие, которые называют себя братьями ордена Храма, будучи мирянами. Это большой позор для нас, а для ордена рыцарей – большой вред, поскольку те оруженосцы преисполнены гордостью, сопровождающейся массовыми беспорядками. Необходимо им дать черную одежду, а если нет таковой, должна быть одежда, которая найдется в той провинции, но из грубого материала.»
О значении белого плаща, как самого мощного и специфического символа ордена Храма, говорит и тот факт, что лишение права носить его упоминаетс в булле «Vox in Excelso» от 22 марта 1312 г папы Климента V, где пишется следующее: «…Большинство кардиналов и членов совета постановило, что лучше, целесообразней и более угодно Богу, также для сохранения чистоты христианской веры, в помощь Святой Земле и по многим другим причинам, запретить тамплиеров. Был выбран именно этот путь. Напоминая, что римская церковь имела намерение распустить прославленный военный орден, по причине несравнимо менее серьезной, нежели вышеизложенной и вместо предъявления братству столь ужасных обвинений, мы не без муки и сердечной печали и без судебных тяжб, а в соответствии с нашими апостольскими и бессрочными обязательствами, распускаем вышеупомянутый орден тамплиеров и отменяем его Устав, одежду и наименование и налагаем запрет на его дальнейшую деятельность с утверждения святого Собора, также строго запрещаем кому-либо становиться членом ордена в будущем или носить его одежду, или называться тамплиером перед другими людьми. Если кто-нибудь нарушит нашу заповедь, будет отлучен от церкви ipso facto. Кроме того, мы оставляем братию и имущество этого ордена в распоряжении Святого Престола и имеем намерение с Божьей помощью использовать все это во благо христианской веры и Святой Земли еще до окончания этого Собора».
Надеемся, что читатель видит, что Устав, плащ и имя ордена Храма изымаются прежде имущества и другой собственности. Они, по-видимому, представляют собой исключительную ценность. Вероятно, лишение ордена Устава, одежды и имени, являлось средством достижения цели отнять у него силу.
Не могу не высказать одно свое личное мнение о вышеизложенном: Если в начале папа Климент V скрывался за «большинством кардиналов», то в конце он лично отлучает от церкви даже людей, которые называют себя тамплиерами. Это, по всей видимости, является причиной того, что каждый раз, когда тамплиерский крест с равновеликими перекладинами «пате» изображается на чьем-либо гербе, ордене, другом военном отличии или другим способом, он именуется «мальтийским» и в наше время. Просто слово «тамплиер» несет на себе печать проклятия Католической церкви на протяжении многих веков.
Красный крест
Другим уникальным символом рыцарей-тамплиеров является красный крест, который они носят на своих белых плащах. Вначале сам по себе красный крест не представлял отдельный от плаща символ ордена. Мельвиль описывает в своей «Истории …» (стр.60) появление красного креста на белых плащах так: «В следующем году (1147 г.) папа Евгений III прибывает в Париж. Перед алтарем в аббатстве Сен-Дени, король принимает посох паломника и получает из рук папы орифламу. В Пасхальную октаву (27 апреля) Евгений III присутствует на Генеральном соборе ордена Храма в их новой резиденции в Париже, где присутствовал также король Франции, архиепископ Реймса и многие другие прелаты. Собралось сто тридцать рыцарей, каждый из которых надел свой белый плащ. Магистр Франции Эврар де Бар напоминает своим самым лучшим воинам, идущим в горы Киликии на помощь французским рыцарям об их опыте войны в Испании против мавров». Очевидно особое впечатление, которое производят тамплиеры, поскольку фраза «братия ордена Храма < >, каждый из которых надел свой белый плащ», повторяется многими историками, даже в официальных документах. На этом соборе папа Евгений III дарит тамплиерам право носить изображение алого креста на левой стороне своего плаща, «чтобы этот победоносный знак служил им как щит, и никогда не отступать перед неверными». Крест вырезался из красной ткани и был самой простой формы: «принадлежащие ордену Храма носят обыкновенный крест красного цвета». Мельвиль умалчивает о том, как именно стали использовать крест «пате» (первый из второго ряда) или «тагму» (четвертый из второго ряда) как основные символы ордена, но по отношению к четвертому из первого ряда, один болгарин имеет определенно интересное мнение. В этом нет ничего странного, поскольку Болгария всегда была частью связывающего звена востока с его древними верованиями с христианской Европой. Вот отрывок:
С верой в Мудрость
Доклад на 11-ой научной конференции, г. Варна 25-26 ноября 2006 года, г. Бургас, 19.11.2006 год, Борислав Иванов Иванов, http://borislav.digicom.bg/
«…Интересные следы влияния древних месопотамских и зороастрийских культов можно найти в западноевропейском христианстве Позднего средневековья. Когда крестоносцы первого крестового похода берут Иерусалим в 1099 году и оседают на Ближнем Востоке, там они открывают все еще спрятанные документальные источники, представляющие богатую асиро-вавилонскую культуру, знакомятся с эпосом, религией, историей, берущей свое происхождение от древних шумеров. И конечно, сразу отмечают подобную преемственность христианского учения от старых месопотамских культов и сути нравственной религии Зороастризма. Поэтому рыцари ордена тамплиеров или “рыцари Храма», считают высшими достоинствами в своем братстве верность, храбрость, дружбу, уважение, справедливость.
Известный тамплиерский крест следует символике “царского креста» /см. рис. 10 и рис. 1/, а символ “священного Грааля» очень напоминает “символ Ворона» /die Kraehe – ворон (нем.), crow – ворон (англ.)/.» Это является интересным и необычным (по крайней мере для меня) предположением , но здесь большие сходства очевидны. Мы не должны забывать и тот факт, что рыцари тамплиеры имели прямое отношение к древней символике восточных верований. В качестве обобщения, хочу отметить, что форма креста, который носили тамплиеры на своих плащах, не была строго определена в специальном документе.
Знамя
Боевые знамена никогда не переставали быть самым важным символом военных формирований в древности и в наши дни. Они относятся к особому виду символов, обладающих невероятной силой воздействия. Защищая их, погибали многие люди в жестокой битве с врагами. Во многих современных военных уставах записано, что если знамя части будет взято в плен, то военная часть расформировывается. Как истинные специалисты в области военной тактики, тамплиеры отдают огромное значение своим боевым знаменам.
Кардинал Жак де Витри – епископ Акры, часто сопровождал рыцарей-тамплиеров в их военных походах и описывает следующим образом боевой и религиозный дух братии ордена: «Когда зазвучит призыв «К оружию!», те никогда не страшатся врагов и не сомневаются в необходимости воевать. Львы в битве, агнцы в монастыре; храбрые воины на поле сражения, кроткие монахи в молитве; свирепы и беспощадны к врагам Иисуса Христа, добры и милосердны к христианам. В битве они несут перед собой знамя, разделенное на черную и белую половины, в знак того, что они справедливы и милостивы к христианам и страшны и ужасны для врагов. Сами братья называют это знамя Beau-seant или иногда Bien-seant».
Эрнул (оруженосец Балдуина Ибелина и историк) пишет, что начиная с самого основавания ордена Храма, братья-тамплиеры имели знамя, именуемое Baucant. Также одним из написаний является е baucant. Знамя разделено горизонтально на две части – верхняя черная, нижняя белая, иногда с красным крестом, расположенным на белом поле. Значение цветов знамени не выяснено окончательно и до сих пор. Считается, что это означает победу добра над злом, но имеется и много других толкований. Лично мне больше всего нравится объяснение, что цвета символизируют взаимосвязь между рыцарями-тамплиерами, одетыми в белые плащи, и сержантами, одетыми в черную форму. Об организации несения знамени во время битвы, Марион Мельвиль дает нам бесценную информацию: «До начала атаки контр-маршал несет знамя рядом с маршалом. Для того чтобы дать сигнал о нападении, маршал со словами «во имя Бога» берет флаг в свои руки. Он не может защищаться, держа le Beauseant в правой руке, а вожжи в левой. Поэтому около него группируются пятьдесят рыцарей, которые «стойко держат оборону от своих врагов». Маршал назначает одного из них командором и дает ему второй флаг, намотанный на копье. Он должен быть развернут в том случае, если первое знамя будет взято в плен или разорвано. В том случае, если маршал будет ранен или не будет в состоянии «находиться впереди», он замещается командором, который несет резервное знамя, защищенное от эскорта. Тому, кто охраняет le Beauseant, строго запрещено опускать его или использовать как оружие: «Наказание может быть настолько суровым, что провинившегося могут заковать в оковы, чтобы он больше никогда не смог нести знамя и быть командором рыцарей <…>. Потому что, когда опущено le Beauseant, тот, кто находится далеко от него, не знает, почему это случилось <…> и любой враг может легче взять его в плен, когда знамя опущено, нежели когда оно поднято. А те люди, которые теряют свое знамя, впадают в страшную панику, и это может привести к полному разгрому». Никто другой не может сказать столь красноречиво о важности знамени и ответственности знаменосцев.
Два рыцаря на коне
Два рыцаря на коне являются одним из уникальных символов ордена Храма. Этот символ собрал в себе целую организацию, философию и уникальность ордена. Тех слов, которыми он может быть описан, так много, что трудно подобрать нужные. Военные специалисты говорят, что он иллюстрирует уникальный способ перемещения войск в то время – пехота сидит на конях кавалерии. Это обеспечивало быстоту, ловкость и оперативность военных формирований тамплиеров. По правилу рыцарей, воинов с самого вступления в орден обучали военному искусству по парам. Орден Храма выглядит как современный спецназ. Так бы объяснил военный. Религиозный наблюдатель сказал бы, что два наездника исключительно точно иллюстрируют братские отношения в ордене. Тот брат, который сидит сзади, охраняет своим телом спину наездника, а наездник охраняет своим телом грудь сидящего позади. Думаю, что эти два определения дополняют друг друга. Два рыцаря на коне являются мощным символом ордена Храма – смертоносная эффективность по отношению к врагам и братские взаимоотношения внутри ордена.
- Великие Магистры
1119 – 1136 г. Гуго де Пейн
1136 – 1147 г. Робер де Краон
1149 – 1151 г. Эврар де Бар
1151 – 1153 г. Бернар де Тремеле
1154 – 1156 г. Андрe де Монбар
1156 – 1169 г. Бертран де Бланфор
1169 – 1170 г. Филипп де Мили
1170 – 1180 г. Одо де Сент- Аман
1180 – 1184 г. Арно де Торож
1184 – 1189 г. Жерар де Ридфор
1189 – 1193 г. Робер де Сабль, или Робер де Саблуа
1193 – 1200 г. Жильбер Эраль
1201 – 1209 г. Филипп де Плессье
1210 – 1218 г. Гильом де Шартр
1218 – 1232 г. Пиер де Монтегю
1232 – 1244 (1247?) г. Арман де Перигор
1244 – 1247 г. Ришар де Бур
1247 – 1250 г. Гийом де Сонак
1250 – 1252 (1257?) г. Рено де Вишье
1252 (1257?) – 1273 г. Тома Берар
1273 – 1291 г. Гийом де Боже
1291 – 1292 г. Тибо Годен
1292 – 1314 г. Жак де Моле
1314 – 1324 г. Йохан Марк Лармениус
1324 – 1340 г. Франсуа –Томас Тобальд Александрийский
1340 – 1349 г. Арнольд де Брак
1349 – 1357 г. Жан де Клермон
1357 – 1381 г. Бертран Дюгеслин
1381 – 1392 г. Жан Д’Арманиак
1392 – 1419 г. Бернар Д’Арманиак
1419 – 1451 г. Жан Д’Арманиак
1451 – 1472 г. Жан де Крой
1472 – 1478 г. Бернард Имбольт
1478 – 1497 г. Робер де Ленонкурт
1497 – 1516 г. Гелез де Салазар
1516 – 1544 г. Филипп де Шабот
1544 – 1574 г. Гаспар де Соле де Таванес
1574 – 1615 г. Хенри де Монтморенси
1615 – 1651 г. Шарль Валоа
1651 – 1681 г. Жак Рюксел де Гранси
1681 – 1705 г. Жак Генри де Дюрфор, Дук на Дюрас
1705 – 1724 г. Филипп, Дюк на Орлеан
1724 – 1737 г. Луи Огюст де Бурбон, Дюк на Мен
1737 – 1741 г. Луи Aнри де Бурбон, Принц де Конде
1741 – 1776 г. Луи Франсуа де Бурбон, Принц де Конти
1776 – 1792 г. Луи Геркулес Тимолеон де Косе
1792 – 1804 г. Клод Матио Ради де Шевион
1804 – 1813 г. Бернар Раймонд Фабре
1813 – 1813 г. Шарль Антуан Габриель, Дюк де Шосел
1813 – 1827 г. Шарль Луи Ле Палетиер
1827 – 1837 г. Бернар Раймонд Фабре
1837 – 1838 г. Исполнительная комиссия Великого Конвента ордена
1838 – 1840 г. Шарль Фортюн – Жюль Гоге
1840 – 1850 г. Жан Мари Рауль
1850 – 1866 г. Нарсиз Валери
1866 – 1892 г. А. Г. Х. Верноа
1892 – 1894 г. Жозефин Пеледан
1894 – 1934 г. Международный Секретариат Тамплиеров
1934 – 1935 г. Совет регентов
1935 – 1935 г. Теодор Ковиас
1935 – 1942 г. Эмиль-Клемент-Джозеф Исак Ванденберг
1942 – 1960 г. Антонио Кампело Пинто де Соуса Фонтес
1960 г. – по настоящее время Дон Фернандо Пинто Перейра де Соуза Фонтес
|
|
|
|
|
|